Воркута - город трудовой доблести

001

      10 сентября 2021 г. Президент Владимир Путин подписал указ «О присвоении почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести».
   «За значительный вклад жителей городов в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность присвоить почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести» г. Алдану, г. Бологое, г. ВОРКУТЕ, г. Дзержинску, г. Кемерово, г. Костроме, г. Лысьве, г. Мончегорску, г. Охе, г. Ступино, г. Сызрани, г. Чите».

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
     Жители Воркуты во время Великой Отечественной войны проявили массовый трудовой героизм и самоотверженность, в сложнейших условиях вечной мерзлоты Заполярья в сжатые сроки построив угольные шахты и железную дорогу, по которой добывавшийся в Воркуте уголь все военные годы бесперебойно вывозился в Ленинград. Воркутинский уголь сыграл чрезвычайно важную роль в экономике Советского Союза военного времени.
     Из постановления совещания при начальнике политотдела Воркутстроя по вопросу перестройки работы в связи с началом Великой Отечественной войны. 7 июля 1941 г.
      «...Совещание отмечает, что перестройке работы в условиях войны в ряде районов (II район, гражданстрой, Воркутинская желез­ная дорога) и на стройках Воркуты не придают решающего зна­чения и в силу этого не выполняется план капиталовложений, что явно противоречит задаче работы по-новому, по-военному.

     Исходя из этого, обязать начальников районов, отделов, секретарей партийных и комсомольских организаций, а также пред­седателей месткомов всю свою работу немедленно перестроить в соответствии с указаниями тов. Сталина, данными им по радио 3 июля 1941 г., мобилизуя всех трудящихся на всемерное перевыполнение производственных планов и изучение военного дела, памятуя, что воркутский уголь для страны имеет громадное значение.
     Предложить секретарям первичных парторганизаций вести непримиримую борьбу со всеми настроениями мирного времени, паникерами и всеми проявлениями, мешающими в перестройке работы. Зам.  начальника политотдела Воркутстроя А. Иванов.
     «В связи с началом войны и необходимостью ускорения темпов строительства железной дороги и угольных шахт бюро обкома ВКП(б) 15 июля 1941 г. приняло постановление «О ходе выполнения плана железнодорожного строительства на линии Печора - Воркута» и 15 августа - «О ходе строительства шахт на Воркуте, Б. Инте, Кырте». Благодаря принятым мерам ускорились темпы строительства шахт, в установленный срок была закончена прокладка железной дороги до Воркуты. Первый поезд прибыл сюда 28 декабря 1941 года и в тот же день отправился с вагонами печорского угля. Всего до конца декабря по новой железной дороге было отгружено из Воркуты 65 вагонов (1011 т) угля».

(УГОЛЬНАЯ СОКРОВИЩНИЦА СЕВЕРА.
Коми книжное издательство Сыктывкар, 1984, с.57)

     ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН
     «28 декабря 1941 года на железнодорожную станцию Воркута машинист Петр Петрович Дунаев привел первый поезд в наш город. Через несколько часов он же повел состав, груженный углем обратно. Состав пошел на Запад, где гремели залпы великой войны, к Ленинграду, в котором сотни тысяч мужественных советских людей стойко выдерживали вражескую осаду.

     Первый эшелон с углем, отправленный воркутинскими горняками фронту, был невелик, всего несколько вагонов. Путь только осваивался, к тому же во всю о себе заявляла суровая наша зима. К составу прикрепили даже специальную теплушку для поездной бригады. Вдруг занос, авария? Осложнений можно было ждать любых. Потому то и поручили этот эшелон с ценнейшим, по тем временам, грузом наиболее опытному машинисту.
     Петр Петрович Дунаев, как вспоминают знавшие его люди, был человеком уже в годах, но душой молод. Инициативный профессионал, в совершенстве знавший свое дело, он в годы войны приложил все силы, все свое умение при освоении новой железнодорожной магистрали. Дунаев знал: его труд и труд его товарищей – прямая помощь сражавшимся на войне против фашизма. Потом Дунаев провел и пятый состав с углем, и десятый и сотый. Каждый раз они все удлинялись и удлинялись, а вес их груза увеличивался. Но, тот первый, остался в памяти на всю жизнь. Остался в памяти и митинг, на котором собравшиеся говорили страстные слова о Победе, пели и плакали. …
     Идут состав за составом с запада на восток по северной железной дороге и с востока на запад. Теперь это тысячи вагонов и миллионы тонн грузов. И тепловозные гудки, оглашающие окрестность, тундру и тайгу, - это приветствия через десятилетия ныне живущих Петру Петровичу Дунаеву и его товарищам».

(газета «Заполярье», 24 июля 1976 г. Ф.52 Оп.1. Д.82 л.305)

010203

     За трудовые заслуги в годы Великой Отечественной войны работники комбината «Воркутуголь» награждались орденами и медалями Советского Союза, а предприятиям комбината присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

001123

 (копия газеты «Заполярная кочегарка», 15 января 1945 г.
 из фондов ГУ РК «Национальный архив Республики Коми»)