Get Adobe Flash player
75 лет Воркуте
06/11/2018, 08:27
po-stranitsam-istorii-1 7 ноября 2018 года  геологическому музею имени К.Г. Войновского-Кригера, открытому в 1945 году при геологоразведочном управлении комбината...
Просмотров:130
22/10/2018, 14:26
konferenitsiya   18 октября 2018 года в Городском выставочном зале МБУК "Воркутинский музейно-выставочный центр" прошла Межрегиональная научно-практическая...
Просмотров:292
03/08/2018, 14:02
u-nas-yubilej      Хранилищами исторической памяти красиво называют архивы, и это действительно так. В них собрано много полезной, нужной и даже...
Просмотров:1095
30/07/2018, 09:26
po-stranitsam-istorii3 августа 1952 года вышел первый номер газеты «Заполярье». Девизом газеты стал известный на весь Советский Союз лозунг: «Пролетарии всех стран,...
Просмотров:333
22/01/2018, 10:51
a-pamyat-svyashchenna 1 августа 2018г. исполняется ровно 65 лет со Дня расстрела заключенных при подавлении забастовки в ЛО-10 шахты № 29.       ...
Просмотров:246
08/11/2017, 10:36
litsa-vorkuty-k-110-letiyu-nikolaya-konstantinovicha-krochika  СЕМЕЙНЫЙ ФОНД КРОЧИК  Архивы по праву называют сокровищницей документальной памяти. В последние годы много говорят о личных архивах...
Просмотров:923
08/09/2017, 08:57
30-let-nazadМНЕ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ…   Ровно 30 лет назад Анатолий Александрович Цепкало отправился в свой первый экстремальный поход по маршруту...
Просмотров:861
04/04/2016, 09:40
otkrytyj-arkhiv          Архив – активный участник муниципальных проектов. В 2012 году в Воркуте стартовал муниципально-общественный проект...
Просмотров:2540
22/10/2015, 14:40
fotogalereya     Воркутинский архив представляет вашему вниманию фотографии из фотоальбома «Воркута юбилейная», выпущенный в 2013 году к...
Просмотров:3682

День Победы

1 1Трудовой подвиг Воркуты

     В истории строительства и развития Печорского угольного бассейна годы Великой Отечественной войны занимают особое место. Вероломное нападение гитлеровских захватчиков на нашу Родину, оккупация Донбасса и выбытие его из угольного баланса страны возложили огромную ответственность на строителей и шахтеров "заполярной кочегарки". Необходимо было в невиданно короткие сроки строить и вводить в строй новые шахты, давать на-гора уголь, развивать на них добычу и одновременно такими же темпами - строительство Печорской железной дороги.
    Первый поезд прибыл в Воркуту 28 декабря 1941г. К этому времени на угольных отвалах шахт лежали приготовленные к отгрузке сотни тысяч тонн угля.
    Первые поезда, прибывшие в Воркуту, привезли лебедки, врубовые машины, насосы, шахтные электровозы, снятые с шахт Горловки, Макеевки, Лисичанска и других районов Донецкого бассейна, оккупированного врагом. 
    Уже во второй половине 1942г. и начале 1943г. в Печорском угольном бассейне вступили в эксплуатацию 10 шахт. Зимой 1944г. "Воркутстрой" развернул горно-строительные работы на Хальмерьюсском угольном месторождении. Если в 1940г. было добыто 270 тыс. тонн угля, то в 1945г. - почти три миллиона.  "Все для фронта, все для победы!" - этот популярный лозунг военного лихолетья призывал воркутинцев к трудовому героизму. И они не подкачали. Страницы начавшей выходить с 1 мая 1941г. газеты "Заполярная кочегарка" изобилуют фактами трудовых свершений наших земляков. По два задания в смену выполняли забойщики шахты № 1 "Капитальная". В октябре 1942г. воркутинские шахтеры провели стахановскую декаду боевой помощи защитникам Сталинграда. На шахтах распространялись специальные листовки с призывом "Работать так, как героически сражаются герои Сталинграда". Воркутинцы открыли личные и участковые фронтовые счета, куда записывали сверхплановые тонны угля и перевыполнение плана шахтного строительства.
      На весь Печорский угольный бассейн прославилось имя навалоотбойщика Ивана Дурицкого, нарубившего в октябре целый эшелон угля и записавшего на фронтовой счет около 4000 тонн. 
     Воркутяне с июля 1941г. по июль 1944г. внесли в фонд обороны страны 2030591 рубль, приобретали на свои сбережения боевые машины для фронта, на постройку эскадрильи самолетов - 1146251 рубль, на постройку танковой колонны  "Воркутинский шахтер" - 1729446 рублей, в фонд помощи пострадавшим детям - 96846 рублей, в фонд восстановления разрушенных городов - 208784 рубля. В фонд обороны Родины внесено облигаций государственных займов и билетов денежно-вещевых лотерей на сумму свыше 35 млн. рублей. Горняки Воркуты отправили в подарок фронтовикам 10878 теплых вещей и 5168 продовольственных посылок.
      В годы войны были введены обязательные сверхурочные работы от часа до трех в день, отменялись очередные и дополнительные отпуска, рабочий день увеличивался до 10-11 часов.
    За пять военных лет на Воркутинском месторождении добыто 7 млн.769,8 тыс. тонн высококачественного угля.

2 1Ванда Модестовна Барсукова

первая женщина-навалоотбойщица.
 
    Воркутинский угольный район в годы войны приобрел большое значение в топливном балансе страны. Пересматривается организация труда в забое. Организуются массовые воскресники и субботники, в нерабочее время добываются сотни и тысячи тонн угля для фронта.
     В 1942 из Воркуты ушла на фронт группа девушек. Среди них комсомолки Феня Терентьева, Лена Чубарева и др. Тогда их подруга Ванда Барсукова заявила, что если девушки могут воевать, то они могут работать и в угольных забоях. Она стала первой в Печорском бассейне женщиной – навалоот-бойщицей,  выступив с призывом: «Девушки Воркуты, спускайтесь в забой!». Через месяц, выступая на совещании мастеров угля, Ванда говорила: «Моя норма – 250 тонн угля в месяц. В июне я свою норму перевыполню, в июле вместо 250 тонн дам 500 тонн угля. Пусть знают враги, на что способна советская женщина-шахтерка, когда дело идет о защите Родины, о помощи Советской Армии…». Примеру смелой девушки, ставшей вскоре бригадиром, последовали сотни других. 

2 2Ксения Андреевна Пластинина

женщина незаурядной судьбы.
 
     Дочери архангельского грузчика, активистке  школы выпала честь учиться в горно-нефтяном техникуме, открытом  в селе Ижма. Вскоре студенты переехали в поселок Чибью    (ныне г. Ухта), где, живя в палатках, им самим пришлось достраивать учебный корпус и общежитие техникума. И вот, наконец, диплом горного техника-разработчика. При распределении она и пятеро ребят выбрали Воркуту. Путь до нее занял два с половиной месяца.
Три десятка землянок на правом берегу, наклонный ствол первой угольной шахты – такой предстала перед ними Воркута, а точнее сказать, просто Рудник 1936 года. Назначили 20-летнюю девушку горным мастером капитальных работ. Все в забоях делалось вручную. Каждый десяток тонн угля становился предметом гордости горняков.
К 1941 году К.А. Пластинина занимала уже пост начальника вентиляции восьмой шахты Воркуты. Затем она была назначена помощником начальника той же службы, но уже самой крупной в Заполярье шахты «Капитальная». Во время войны была переведена диспетчером комбината, затем начальником района горноэксплуатационного  управления. И всегда и везде была запевалой комсомольских дел.

3 1

 
Война застала Василия Дончука в Воркуте, где он работал командиром Югорского авиаподразделения «Воркутстроя» геологоразведочной партии, базирующейся в Горняцком поселке.
В ноябре 1941 г. к правительству Коми АССР обратился командующий ВВС Карельского фронта с просьбой пополнить транспортными самолетами с опытными экипажами карело-финскую  группу Гражданского Воздушного Флота. Среди отобранных добровольцев был В. Дончук. Карело-финская авиагруппа была преобразована в 5-й отдельный полк ГВФ. Дончук стал командиром транспортной эскадрильи этого полка. На самолете он перевозил боеприпасы, доставлял продовольствие и медикаменты партизанам, вывозил из вражеского тыла раненых на Большую землю. Потом стал совершать боевые вылеты: бомбил вражеские аэродромы, коммуникации, скопления войск, вел разведку в тылу врага. За образцовое выполнение этих опасных заданий В.И. Дончук был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалью «Партизану Отечественной войны 1 степени».
Совершив более 200 боевых вылетов на транспортном самолете, Дончук получает бомбардировщик. Освоив его за короткий срок, Дончук совершает подвиг: под яростным зенитным огнем пробился к цели и метким ударом бомб  поджег вражеский ангар. За это он был награжден орденом Красного Знамени.
К началу наступления на Карельском фронте Дончук переквалифи-цировался в воздушного следопыта. Перед разведчиками подразделения Дончука командование поставило боевую задачу – установить наличие самолетов на вражеском аэродроме в глубоком тылу финнов. Вскоре на этот аэродром совершили налет наши бомбардировщики и штурмовики. Удар был дерзким, внезапным и чувствительным, финны не досчитались 19 самолетов. За отличную работу командование наградило Дончука орденом Красного Знамени, а 16 декабря 1943 г. присвоило ему звание гвардии майор.
С тех пор, как Дончук впервые сел за штурвал самолета, он покрыл более миллиона километров, пробыв в общей сложности в воздухе пять тысяч часов. В его летной книжке значится пятнадцать типов самолетов, на которых ему разрешалось совершать полеты в любых условиях погоды, днем и ночью. Дончук был одним из лучших летчиков ГВФ и фронта. На карельском фронте в апреле 1944 г. была выпущена специальная листовка «Верность клятве» с портретом аса воздушных боев Дончука.
21 октября 1944 г. при выполнении боевого задания командир 108-й отдельной авиационной эскадрильи 5-гоотдельного полка Гражданского воздушного флота майор В.И. Дончук погиб в районе норвежского города Киркенес.
За большие боевые заслуги перед Родиной Василий Иванович Дончук был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Имя героя носят улицы в г.Воркуте, г.Хабаровске.
В г.Воркуте, г.Хабаровске и г.С-Петербурге установлены мемориальные доски.
 
 
      Свой подвиг Николай Лошаков, недавний мальчишка из сельской глубинки, совершил в 19 лет - в августе военного 43-го. Известно же об этом благодаря журналистам стало лишь в  1959 году - 16 лет спустя.Лошакову  вместе с товарищами поручили сбить два "Мессершмитта-10". Жестокий воздушный бой зашел далеко во вражеский тыл. На его истребитель обрушился яростный огонь еще двух самолетов. Тяжелораненый, почти теряя сознание, Лошаков направил свой объятый пламенем самолет в сторону советских частей. Но не дотянул до наших позиций и был вынужден покинуть на парашюте падающий самолет.Дальше - плен, допросы, изощренные пытки, предложения о сотрудничестве… Николай согласился. С одной лишь мыслью: это единственный шанс вырваться из плена. И его перевели на строительство дороги к полевому аэродрому на оккупированной территории Псковской области. Здесь он сдружился с таким же военнопленным Иваном Денисюком. По просьбе Лошакова он срисовал расположение приборов на борту, достал немецкую летную форму. И вот, наконец, правда, не с первой попытки, их звездный час настал. Вечером 11августа 1943 года, воспользовавшись тем, что немцы ушли ужинать, и техника на время осталась без присмотра, Лошаков с Денисюком  взмыли в небо. И не на каком-нибудь, а на личном штабном самолете коменданта аэродрома "Штрох-1". Беглецы перелетели через линию фронта, где по ним уже начали бить свои, и, не дотянув до Тихвина, куда направлялись, сели на подвернувшееся колхозное поле. Это был первый в истории Великой Отечественной войны побег  из плена на вражеском самолете. 
4 2    В Воркуте Лошаков работал в авиаотряде комбината "Воркутауголь" - авиамотористом, потом начальником аэропорта. Но путь в небо из-за ранения ему был закрыт… Николай Кузьмич ушел в шахтеры, трудился на шахтах №№5, 29, 4. Получив профессиональное образование, возглавил добычной участок на "Воркутинской". Позже стал признанным профсоюзным лидером, затем председателем Воркутинского территориального совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). О герое-летчике писали в центральной газете "Известия", Ленинградская студия кинохроники сняла о нем документальный  фильм. В 1984 году, отработав в Воркуте 40 лет и отметив накануне свое  60-летие, Николай Кузьмич уехал к себе на родину в Краснодар  и в том же году, буквально через считанные недели, умер. Умер от силикоза легких - профессиональной болезни шахтеров. Но память о нем жива. 

5 1

Воркута - Ленинград
 
   В годы Великой Отечественной войны возникла дружба между Воркутой и блокадным Ленинградом.
   Первые 60 эшелонов угля воркутинцы отправили Ленинграду в 1942 г. Они прорывались в осажденный город сквозь кольцо вражеской осады, под ожесточенным артиллерийским огнем неприятеля. Помощь горняков поступила в самые тяжелые дни блокады города.
В 1943 г. в Ленинград прибыло 89 эшелонов Печорского угля, что составило 71,6 % всего твердого топлива, которое получал город. 155 эшелонов поступили в Ленинград в 1944 г. и 347 эшелонов – в 1945 г. Всего за годы войны из Воркуты было отгружено Ленинграду свыше 200 тысяч железнодорожных вагонов с углем.
Добывало уголь все трудоспособное население Воркуты. Люди разных профессий и возрастов по окончании своей основной работы надевали горняцкие спецовки и спускались в забой. На шахтах организовывались «ленинградские» участки, лавы, бригады и смены.
В комбинате не было ни одной шахты и ни одного рабочего, которые не имели бы своих лицевых счетов добычи угля для Ленинграда. Десятки и сотни килограммов угля, добытые сверх плана, складывались в сотни и тысячи тонн.
С эшелонами сверхпланового угля отправлялись в Ленинград специальные делегации – передовые горняки, представители комсомольских организаций шахт и общественности. В составе делегаций входили крепильщик шахты №6 Николай Онищенко, секретарь комсомольской организации Воркутинского механического завода Аркадий Нольский, электрослесарь шахты № 1 «Капитальная» Виктор Попов, секретарь комсомольской организации шахты № 8 инженер Мария Клинчукова, заместитель начальника комбината И.Ф. Иванов.
Жители Ленинграда встречали горняков как желанных и дорогих гостей. Эшелоны возвращались в Воркуту и Инту с оборудованием, электрокабелем, чугунным и стальным литьем.
В газете «Ленинградская правда» от 09 декабря 1944 г. написано «Мы, ленинградцы, помним в ряду многих суровых блокадных дней радостный день, когда через Ладогу, сквозь окружавшее город кольцо, к нам прибыли первые угольные эшелоны. Это горняки Воркуты, напряженно следившие за нашей борьбой, посылали нам дань своего восхищения. Этот уголь был вдвойне дорог тогда: и как топливо, и как знак любви».
Не успев залечить нанесенные войной тяжелые раны, сразу же после снятия блокады в ответ на братскую помощь ленинградцы стали отправлять воркутинцам оборудование и технику для шахт, изготовленные на своих заводах, посылать специалистов, окончивших ленинградские технические учебные заведения.
      Наряду с большой технической помощью ленинградцы много внимания уделяли развитию культуры и искусства молодого северного края. В Воркуту приезжали артисты ленинградских театров, лекторы, спортсмены. Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся выделил для городской библиотеки Воркуты в 1944 г. 4000 томов художественной литературы.
        Ленинградцы даже преподнесли в подарок трудящимся Воркуты бронзовый памятник  С.М. Кирову.
        На Пискаревском мемориальном кладбище Санкт-Петербурга на стеле  высечена двойная надпись:
      «сыны и дочери коми республики, мы помним и скорбим о вас вечно» «вечная память шахтерам Воркуты, отдавшим свои жизни на фронтах, в блокаде и шахтах заполярья, защищая и согревая город-фронт Ленинград».
 
        «Победа! Это величайшее счастье для солдата – сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и прекрасный, выше которого нет ничего на земле!..
Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была победой всенародной. Армия и народ праздновали ее одной дружной семьей. И от этого еще полнее, еще больше было наше солдатское счастье…»
Из воспоминаний Маршала Советского Союза
К. Рокоссовского
 

НАШИ ВЕТЕРАНЫ

020103
040607
080910
111312
211524
143540
201619
183827
172629
232225
373239
303631
2841
1 1